Строим Cosworth DFV

Приветствую пользователей и гостей сайта! Хочу поблагодарить всех, кто проявил интерес к модели Tyrrell P34; наибольшее количество вопросов и отзывов, так или иначе, касались имитации силового агрегата этого болида. Просмотрев большое количество фотографий, и ознакомившись с доступными чертежами, решил, что путем незначительного усложнения конструкции можно добиться существенно большего сходства макета двигателя с оригиналом. Результатом этих размышлений стали развертки, которые я предлагаю Вашему вниманию. Этот вариант мотора Cosworth DFV может быть использован в качестве конверсии на любой модели, прототип которой предусматривал установку такого двигателя.

История появления этого мотора началась в 1966 году и непосредственно связана с именем Колина Чэпмена, шефа команды «Lotus». В связи с изменениями в техническом регламенте, новый сезон потребовал нового двигателя, из нескольких вариантов Чэпмен выбрал предложение одного из основателей компании «Косворт Инжиниринг» Кейта Дакворта. Однако требуемая им сумма (речь шла приблизительно о 100 тыс. фунтов) на тот момент для «Лотуса» оказалась весьма внушительной, пришлось прибегнуть к помощи спонсора - им стал глава корпорации Ford, Генри Форд-второй. Соглашение, подписанное сторонами, сводилось к тому, что Дакворт разрабатывает атмосферные двигатели объемом 1,8 (для Формулы 2) и 3 литра (для Формулы 1), естественным было то, что оба мотора несли на себе эмблему Ford. В течение первого сезона (1967 г.) исключительное право на использование новинки принадлежало Lotus, по окончании этого периода мотор мог свободно продаваться.

Основой для первого мотора (Cosworth FVA) послужил четырехцилиндровый блок Ford Cortina, что касается «трехлитровки», то она, по решению Дакворта, стала результатом «дублирования» FVA в 8-и цилиндровый V-образный агрегат с углом развала цилиндров 90 градусов; по предварительным расчетам такой «гибрид» позволял получить мощность около 400 л.с. при массе до 196 кг. «Двойной четырехклапаный» (DFV) получил блок цилиндров, отлитый из алюминиевого сплава, алюминиевые поршни со стальными шатунами и шестеренчатый привод распределительных валов – решения отнюдь не революционные, но идущие на пользу надежности и снижению стоимости. Важной особенностью нового мотора стала его жесткая конструкция, которая позволяла (и это было предусмотрено соглашением с Чэпменом) использовать его как часть структуры шасси: к передней и задней стенкам картера крепились, соответственно, монокок и задняя подвеска.

Cosworth DFV не мог похвастаться рекордными показателями максимальной мощности и крутящего момента, однако его доступность, низкая (по сравнению с конкурентами) цена, надежность, малая масса и топливная экономичность позволили этому двигателю стать фактически «выбором по умолчанию» для большинства болидов, а период 1968 – 1983 г.г. некоторые историки Формулы-1 называют «эрой Косворта». Что касается списка спортивных достижений этого агрегата, он по-настоящему впечатляет (см. например эту статью).

Немного пояснений в дополнение к инструкции. Рекомендуемая плотность бумаги 140…160 г/м2. Деталь 1 – картер двигателя, к нему крепятся все остальные элементы. Головки блока цилиндров образованы двумя деталями (2 и 3), сборка согласно схеме. Детали 4 – клапанные крышки, их нужно наклеить на картон, доведя общую толщину до 0,6…1 мм. Выступы под распредвалы на поверхности крышки (детали 5) отформованы на круглой оправке диаметром 2…2,5 мм и встык приклеены к заготовкам крышек, торцы этих выступов удобнее заполнить клеем, а затем окрасить, чтобы не испытывать терпение с миниатюрными картонными заглушками. Заглушки свечных колодцев (4 а) тоже можно сделать выступающими, наклеив сверху. Деталь 6 – кожух приводного ремня. Треугольники удобнее наклеить на картон для жесткости, а потом собрать «коробочку» с помощью ленты. Детали 7 – основания диффузоров, наклеиваются на тонкий картон или делаются двухслойными. Детали 11 – это нижние части диффузоров, соединяющие основания с головками (детали 2). Сами диффузоры (верхнюю часть) можно изготовить из бумаги, мне больше по душе кабельные наконечники (НШВИ 4.0 – 10). Небольшое замечание – при монтаже основания на головки, не забывайте об их сдвиге относительно друг друга, как в авторском варианте, где оба основания представлены цельной деталью. Детали 8 – помпы системы охлаждения, наматываются на оправке диаметром 1,5…1,8 мм по короткой стороне и приклеиваются к детали 1 так, чтобы передняя кромка упиралась в деталь 6.

Остальная деталировка – на вкус моделиста. Выпускной коллектор можно оставить «родной» из плоских элементов. Как вариант, можно использовать эти элементы как шаблон, а сами трубы выгнуть из бумажных трубок от ватных палочек. С высоковольтными проводами к свечам, думаю, проблем не возникнет, их заготовки вклеиваются при сборке трамблера согласно схеме. Инжекторы можно свернуть из бумаги и приклеить к диффузорам, прозрачные топливные шланги хорошо имитировать леской толщиной 0,3 мм.

Внешний вид подготовленных к сборке элементов и возможную последовательность сборки можно посмотреть на фото (автор – MrEgoIST):

Выражаю благодарность Егору «MrEgoIST» Захарову за помощь в окраске разверток и тестовую сборку.

Сергей «serge25rus» Нарзуков, специально для f1papermodels.ru


Комментарии (0)

Cancel or